Кажется, у ребенка заниженная самооценка. Как проверить адекватное ли у него мнение о себе?
the answer
19 Июня 2017
281

Кажется, у ребенка заниженная самооценка. Как проверить адекватное ли у него мнение о себе?

Может быть есть какие-то тесты или другие методики?

Самооценка ребенка — это отношение ребенка к себе, своим возможностям, способностям, чертам характера, поступкам и личностным качествам. Именно от ее адекватности зависят практически все жизненные достижения, успешность в учебе и межличностное взаимодействие.

Дети с высокой самооценкой довольны собой. Они знают о своих сильных сторонах, относятся к себе с уважением, ощущают собственную ценность. Дети с низкой самооценкой видят себя в менее благоприятном свете, делают акцент на свои недостатках, чувствуют неуверенность в их преодолении. Трудности многих неуспевающих детей являются не следствием их умственной неполноценности, а скорее результатом их представления о себе, как о неспособных к учебе. 

 Нужно помнить, что очень часто заниженная самооценка формируется в семье, как результат выбранного стиля воспитания ребёнка родителями. Если родители постоянно недовольны ребенком, критикуют его или наказывают, это приводит к снижению самооценки. Или, наоборот, слишком его опекают и не дают возможности принимать свои решения.

Есть несколько простых проективных методик, которые помогут понять, какая самооценка у вашего ребенка.

Например, тест «Лесенка».

Нарисуйте импровизированную лесенку и попросите малыша: „Посмотри внимательно на лесенку. Если на ней расставить всех детей, то на самых верхних ступеньках (покажите три верхние) окажутся самые хорошие дети: послушные, добрые, сильные, здоровые, и чем выше, тем они лучше. На самых нижних ступеньках окажутся самые плохие, непослушные, злые и слабые дети, — чем ниже, тем они хуже. А вот на средней ступеньке (покажите ее) оказываются дети самые обычные, и не плохие, и не хорошие”. После этого попросите ребенка показать, на какую ступеньку ребенок поместит себя и объяснить, почему. В процессе выполнения этого задания наблюдайте за ребенком.

О высокой самооценке можно говорить, если после некоторых раздумий и колебаний ребенок ставит себя на самую высокую ступень, называя свои недостатки, объясняет их внешними, не зависящими от него, причинами и считает, что оценка взрослых в некоторых случаях м.б. ниже его собственной: «Я, конечно, очень хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я не внимательный».

Если ребенок ставит себя на 2-ю или 3-ю ступень, объясняет свои действия реальными достижениями, считает, что оценка  взрослого такая же, либо несколько ниже, то можно говорить об адекватной самооценки.

Если ребенок ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого, то это свидетельствует о заниженной самооценке.

Также можно применить Методику определения эмоциональной самооценки  (авт. А.В.Захаров) и Методику самооценки «Дерево» (авт. Д. Лампен, в адаптац. Л.П. Пономаренко). О них можно прочитать подробнее в любых интернет источниках.

Для коррекции самооценки детей очень хорошо подходит метод сказкотерапии. Ведь сказка близка детям по духу. Волшебный мир помогает постигать премудрости , преодолевать препятствия, проявлять лучшие качества своего характера, а главное, подражая действиям положительных героев, верить в себя.

Адекватная самооценка находится где-то посередине между двух  крайностей, а именно,  завышенной самооценкой («я лучше всех!) и заниженной («я хуже всех»).  Что может указывать на признаки заниженной самооценки:

  • - Ребенок достаточно пассивен, избегает играть и общаться с другими детьми.
  • - Чрезмерная обидчивость.
  • - Длительные переживания и мнительность, тревожность.
  • - Довольно часто от ребенка можно услышать такие фразы: «У меня все равно не получится..», «Я не смогу», «У других лучше.."
  • - Страх, что его недооценят, обманут, не примут, накажут, посмеются.
  • - В большей степени настроен на неудачи и возможные трудности, боится, что не справится с заданием, что ошибется, часто говорит «я не знаю», недооценивает свои успехи.
  • - Внешне в поведении часто наблюдается зажатость, напряженность, скованность движений.
  • - Бывает, наоборот, внешне может казаться, что самооценка завышена - ребенок ведет себя излишне вызывающе и агрессивно,  стремится всегда быть лучшим и самым первым, проигрыши переживает очень тяжело.

Это те признаки, которые могут стать поводом обратиться к специалисту-психологу, который владеет арсеналом диагностических методик по  определению самооценки у ребенка. Возможно, конечно, некоторые из них провести и самостоятельно, однако после этого необходимы четкие рекомендации по коррекции для  конкретного ребенка и ситуации.

Формированию адекватной самооценки содействует правильное воспитание и пример родителей. Доверительные, спокойные, открытые и конструктивные  отношения в семье  - залог адекватной самооценки ребенка. Поэтому, прежде всего сами родители должны отрегулировать собственную самооценку. А дальше часто срабатывает эффект зеркала. Если внутри у взрослого все гармонично, то и ребенку помочь проще.

Если вам кажется, что с самооценкой вашего ребенка что-то не так, необходимо провести диагностику. Существуют специально разработанные и опробованные методики (лесенка самооценки, рисунок семьи, РНЖ…). Выбор методик зависит от возраста и особенностей развития ребенка. Очень не советую проводить такую диагностику самостоятельно. Почему?

1. Для ребенка вы родитель, часть его, значимый человек, которого страшно расстроить. Поэтому вполне вероятно, что проведённые вами методики не будут валидны, т.к. ребёнок скажет то, что вы хотите услышать, а не то, что есть на самом деле.

2. После проведения методики должно пройти достаточное время, чтобы ребёнок забыл, о чем она была, в противном случае результат не будет валиден. Если вы уже попробовали самостоятельно провести дома диагностику, при обращении к специалисту обязательно расскажите, что именно вы делали и как давно это было.

Диагностика проводится в течение 30 минут. Это не больно и не страшно. Скорее всего, ребёнку предложат стандартные методики, которые воспринимаются как игра или простое рисование. Ваше присутствие во время диагностики не желательно. После обработки методик психолог пригласить вас на консультацию, все расскажет и покажет. 

Не бойтесь обращаться к специалисту!

Самооценка - это то, как относится ребенок к самому себе, к своим возможностям, способностям, успехам, поступкам. Диагностировать самооценку ребенка можно с 4-5 лет, то есть, к этому возрасту она уже сформировалась, в той или иной степени.

Что должно насторожить родителя?

• Ребенок постоянно не доволен своими результатами.
• Не может самостоятельно выполнять многие вещи, которые другие дети в его возрасте уже делают (одеваться, мыть руки, налить воды и т.д.)
• Не идет на контакт с малознакомыми взрослыми и детьми.
• Часто просит помочь или говорит, что у него ничего не получится.
• Часто просит похвалы от взрослого: «Мам, посмотри, я правильно сделал(а)?»
• В рисунках своей семьи себя рисует совсем маленьким, где-нибудь в уголке, или совсем не рисует.

Каждому родителю необходимо понимать, что самооценка ребенка формируется на основании того, что транслирует ему значимый взрослый. Так, если ребенок часто слышит фразы: «Уйди, сам(а) сделаю! Руки растут не с того места! Опять сделал(а) неправильно!» - то и самооценка, соответственно, снижается.

Еще одной важной составляющие в формировании самооценки ребенка является стиль воспитания в семье. Так, чрезмерная гиперопека над своим малышом приводит к занижению его самооценки. Ребенку необходимо давать возможность пробовать, ошибаться, самостоятельно искать пути решения и тогда проблем с самооценкой не будет!
Чувство безопасности и уверенность в том, что его любят несмотря ни на что, помогает сформировать адекватную самооценку у ребенка . Неважно, что он сделает, его все равно будут любить.

Но бывают ситуации, когда манипуляции любовью приводят к тому, что у ребёнка развивается синдром "хорошего мальчика" или "хорошей девочки". Для родителей это удобно. Ребенок делает все, что они скажут. Под страхом того, что иначе не будут любить. Это один из самых сильных детских страхов. Но позже такой человек начинает пытается угождать всем людям. Подстраиваться под чужие интересы и следовать чужим мнениям и идеям. И проживать чужую жизнь, реализовывать родительские замыслы. Это глубоко несчастный человек и сказать он об этом не может. Из страха, что его не будут любить. Я считаю, что такого рода манипуляции - это самое ужасное в воспитании детей. 

Когда ребёнок чувствует опасность он ищет покровительство у самых близких ему людей - родителей. И если там его не находит, он чувствует себя одиноким. Один, лицом к лицу с опасностью. И даже если он решит вопрос- все равно это чувство одиночества сохраниться. И он больше не пойдет искать защиту. Так и происходит разлад и потеря доверия в семье.
Ответить на вопрос
Упс, это партнерский материал и ответы тут оставляют только участники. Хотите стать участником ленты, напишите на адрес as@the-answer.ru
понятно, спасибо