Какие плюсы вы нашли в ЕГЭ?
Каждый год мы слышим, что ЕГЭ:
– необъективен и не показывает уровень знаний учеников;
– состоит из непонятных вопросов;
– непонятно оценивается.
И решительно делаем вывод: чушь какая-то, а не экзамен. И при этом от учеников требуют «серьёзно готовиться». Но серьёзно можно относиться только к тому, что вызывает уважение.
За что же все-таки можно сказать спасибо создателям ЕГЭ? Как ни странно, именно за все его «слабые стороны».
ЕГЭ необъективен.
Да. Но если бы кого-то интересовал реальный уровень знаний выпускников, скажем, по русскому языку, то на экзамене нас ждал бы диктант по программе 11-го класса и грамматические задания по словообразовательному, морфологическому и фонетическому разбору довольно сложных слов. Не факт, что с этими заданиями даже «в рамках школьной программы» удалось бы справиться лучше – они вызывают сейчас затруднения даже у многих выпускников филфака.
ЕГЭ состоит из непонятных вопросов.
Да. Но нужно один раз разобраться со списком тем и вопросов, которые предлагаются на ЕГЭ. Этот список называется кодификатором, он един для всех вариантов и не меняется на экзамене. Все вопросы однотипны.
ЕГЭ непонятно оценивается.
Да. Система баллов на первый взгляд кажется темным лесом. Существуют баллы первичные и вторичные. Алгоритм перевода из одной системы в другую неочевиден и загадочен. Однако эта система направлена прежде всего на то, чтобы «средне знающий» ученик получил достаточно высокий балл, то есть продемонстрировал успешность своего обучения в школе.
Таким образом, ЕГЭ избавляет «среднего ученика» от гораздо более существенных неприятностей, слабому помогает закончить школу с аттестатом, а сильному, при дополнительной подготовке (увы, не в рамках школьной программы) даёт возможность получить от 90 до 100 баллов и поступить в вуз мечты.
Отзывы выпускников наших курсов и читателей наших пабликов показывают, что ЕГЭ — стрессовая ситуация, но после экзамена ребята понимают, что это не самое суровое испытание в их жизни.
Я администратор проекта вКонтакте «Самоподготовка к ЕГЭ» и соавтор курса «ЕГЭ-интенсив», переходите по ссылке, там очень много полезного контента.
У ЕГЭ есть несколько главных плюсов. Во-первых, он позволяет довольно прозрачно поступать в любые Вузы по всей стране; во-вторых, достаточно сдать один раз экзамены ( раньше приходилось для поступления сдавать экзамены отдельно).
Плюсы громадные:
- ребята могут один раз сдать экзамены – и выпускные, и вступительные;
- если не представилось возможности поступить в этом году, результаты действуют и в следующем;
- почти исключается человеческий фактор – теперь преподавателю не придётся поставить абитуриенту "4", только если он шмыгает носом или долго думает над ответом. Честность и объективность повысилась в разы.
ЕГЭ, конечно, далеко не идеально, оно требует доработок. Однако и существенных плюсов в подобном экзамене достаточно. Я как преподаватель русскому языку замечаю, что возросло количество прочитанных учениками произведений. Конечно, нередко страдает качество: многие читают сокращенные версии, смотрят фильмы, в самом лучшем случае слушают аудиоверсии. Однако для не читающих ранее учеников и эти варианты вполне оправданы. Даже краткое содержание способно натолкнуть на рассуждение, на желание разобраться в мотивах действия персонажа. К тому же вслед за кратким определенное количество ребят обращаются к полной печатной версии.
Благодаря ЕГЭ по русскому языку ученики знают, что такое паронимы. До ввода данного задания в экзамен это был лишь термин русского языка, даже значение которого далеко не все понимали. А ведь верное употребление паронимов очень важно в речи грамотного человека!
Большой упор при подготовке к ЕГЭ ученики делают на то, чтобы запомнить нормы орфоэпии. Согласитесь, верно говорить - значит уважать свой язык, уважать самого себя. В идеале, конечно, прививать нормы орфоэпии не в 11 классе, а с класса 3, чтобы потом не было удивления: с рождения слышал "плАто", а, оказалось, верно "платО". А ведь без ЕГЭ над этим вопросом даже не задумались или задумались в значительно старшем возрасте.
Учит одно из заданий ЕГЭ выделять главную мысль текста, многие, к сожалению, этого не умеют делать, а в мире огромных гигабайтов информации этот навык порой жизненно необходим.
С позиции преподавателя русского языка плюсы в ЕГЭ есть, и их немало